?

Log in

Сб, 8 мар, 2014, 02:17
Кто такие басты? И ещё раз о белых и чёрных Земли Алестры

По ходу разнообразных разговоров в письмах, комментах и пр. время от времени возникает термин "баст / басты", который в наших текстах почему-то до сих пор не отражён. Собсно, не отражён этот термин оказался именно из-за своей размытости – несмотря на широту употребления, значение его от контекста к контексту сильно плывёт.

Попробуем по возможности эту нехватку восполнить:)


***********************


Из уже довольно-таки давнего обсуждения в комментах:


Герман:

А у нас (на Земле Алестры) бастами называют:

1) на побережье, во времена когда Стелламара ещё существовала – бастами кликали морское простонародье, всяких там чёрных островитян, либо матросов (в отличие от капитанов – капитаны даже чёрные бастами не называются, они все относятся к каким-нить благородным чёрным фамилиям)

2) на материке, в ситуациях, когда ситуация кнфронтации-сегрегации – бастами называли ваще всех чёрных, не разбирая, какого происхождения, вдобавок не разбирая, морской это человек или материковый (иногда говорят "материковые басты", имея в виду чёрных дикарей материка); всякие "благородные" старались ваще не давать понять, что они чёрные).

Так что в целом "басты" это не только этническое, но и социальное понятие.


Лео:

По отношению к чёрным слово "простонародье" прямо странно слышать ) Они иногда прям-таки магами кажутся...


Герман:

Ну, одно дело – образованные аристократы, люди книги и общества, другое – лесные колдуны из чащобы, делающие всё что они делают по-старинке, на том же уровне, как и всё что они делают у себя в хозяйстве.

А уж про каких-нибудь островитян, которые ваще чуть что в рыбу превратиться норовят, что и говорить...

Матросы, как правило, были из простонародья – береговые или островные басты. Капитаны – старая тиратская знать, или Серинги, или Ваны, или ещё какая-нить знать. Капитаны из простых тоже бывали, конечно, но чаще из "простых семейств", то есть семейств тоже уже со своими традициями.

И, конечно, капитаны считали себя за "белых", а матросов – за "бастов", хотя происхождения они могли быть сходного.

Кто-то, уж не помню кто, пересказывал увиденный диалог между неким капитаном и каким-то остряком, поддевавшим его на предмет отличия от матросов. Типа: "Ну и чем ты от него отличаешься? Да ничем!" – "Как это ничем? Да смотри, к примеру, вон у него хвост!" – "Ну и что, ты что, не можешь себе что ли тоже вырастить хвост?" – "Да зачем мне хвост, я же капитан! Это он – матрос, ему хвост нужен, чтоб по вантам лазать, а мне он нафига?! Он ничего другого не умеет, а я тут нужен, чтоб командовать!"


Лео:

А было б как забавно: ему хвост нужен, чтобы лазать, а мне – чтобы КОМАНДОВАТЬ )


Герман:

Замечательно:)))

Нет сомнений – если бы в его семейную форму одежды входил хвост, он бы так и сказал!

Или: "ему хвост нужен, чтоб лазать – а мне, чтоб рулить!":)))


***********************


Ну и для порядку – чтобы, кагрится, два раза не вставать:) – положим сюда же отдельно кусок с объяснением, кто такие "белые" и "чёрные" в понятиях Земли Алестры:


***********************


О белых и чёрных Земли Алестры из "Черты Мира"


Теперь наконец настала пора поговорить о чёрных этносах, которые столь много значат в жизни как Востока, так и Запада. Однако для начала нам придётся несколько отвлечься, чтобы разобраться в причинах и особенностях традиционного деления народов и их отдельных представителей на "чёрных" и "белых".

Прежде всего следует иметь в виду, что область значений этих терминов в разные эпохи и в разном контексте может сильно различаться – с изменением условий содержание понятий смещается, и значения "плывут" – однако главная мысль этой дихотомии в целом пребывает неизменной. Сформулировать её можно приблизительно так.

"Белый" – это такой человек, который растёт и развивается, живёт и действует самостоятельно, без опоры на предковую память, вне ментальной поддержки / ментального контроля со стороны родных по плоти; контакт с окружающими у "белого" принципиально "внешний" – с осмыслением или без оного, но он принимает от них ровно столько, сколько желает принять: "Извольте разговаривать со мною снаружи!" – то есть "словами через рот", а не "неизвестно чьими мыслями в моём мозгу". Присловье "свою голову другому не дашь" – это как раз про отношения белых людей между собой. По этой причине белые достаточно беспомощны в малолетстве, отсюда же проистекает их слабость во всякого рода экстрасенсорных взаимодействиях – ведь подобные взаимодействия с окружающим миром требуют, как правило, наличия устойчивых ментальных каналов связи с разнообразными источниками сил, в том числе и со своим родом. Столь очевидные минусы естественного устройства белых компенсируются живостью и гибкостью ума, склонностью и способностью комбинировать предлагаемое внешней средой для оптимального достижения желаемого результата. Белый легко учится у окружающих всему тому, что в силах освоить, а кроме того – может играючи организовать их деятельность даже в малознакомой сфере.

Философским образом понятие "белый" может быть осмыслено так. Белый цвет означает отрешённость и чистоту; это может быть цвет торжества или цвет погребения – в любом случае он ассоциируется с отказом от старого опыта, с "очищенностью" для восприятия нового. Ослепительная белизна света подразумевает самоотрешённое слияние семи цветов радуги – подобным же образом белизна человеческого естества содержит в своей подоснове "семицветье" сокровищницы природных даров, от неосмысленного, "инстинктивного" / "автоматического" использования которых человек отказывается ради прохождения самостоятельного пути, ради возможности охватить всё это богатство свободным произволением и разумным пониманием.

Понятие же "чёрный" говорит о силах недр, об изначальном мраке, покрывающем основы мироздания, о связи человеческого существа с этими потаёнными глубинами. Плоть чёрных народов хранит запечатлённой память о их истории, вплоть до первых шагов исхождения из тьмы бессознательного состояния; в пределе она хранит память и о тех Старших, кто породил эти народы, кто призвал их в достоинство того или иного служения. Подобные светлые воспоминания могут очень поддержать в трудную минуту жизненного выбора – но они же и очень обязывают, а ведь человек, с детства растущий "связанным-обязанным", иной раз куда больше и чаще ощущает изнурение и напряг, чем радость обладания наследственным сокровищем.

Чёрные сильно связаны со своим родом – они знают своих предков кровью, то есть могут иметь о них представление даже если никогда их не видели, могут обладать доступом к их памяти, могут раскрывать в себе возможности самых разнообразных своих прародителей – что, конечно же, даёт простор процветанию множества необычайных дарований. Плата за это – затруднения при отделении себя от родовых уз, при вычленении собственных проблем из всевозможного родового "прогруза".

Со своим телом чёрный соотносится принципиально иначе, чем белый – это соотношение напоминает скорее союз всадника с конём, чем взаимодействие пассажира с рейсовым автобусом. Чёрный практически всегда способен добиться от своего тела того, чего ему надо – но при этом и сам в высшей степени от него зависим. Эмоциональные колебания, связанные с телесным состоянием, сотрясают чёрного куда сильнее, чем белого; такие метафоры как "умереть от огорчения" или "помолодеть от радости" для чёрного – отнюдь не красочные образы, зачастую это вполне себе обыденная реальность.

Можно было бы сформулировать так: девиз, основной принцип существования белого – свобода, чёрного же – верность. Нетрудно представить, каким благом было бы для всех и для каждого научиться сочетать эти принципы, научиться переходить по необходимости из фазы "чёрного" в фазу "белого" и наоборот! Это было бы вполне естественно – при том, что все живущие на Земле имеют по сути дела общее происхождение, что одни и те же народы в зависимости от контекста воспринимаются то как "белые", то как "чёрные", что дети из одной семьи могут делать различный жизненный выбор и реализовывать себя по-разному, волевым образом определяя себя "белыми" или же "чёрными"… – однако исторически, в масштабах ойкумены, всё сложилось не так. Конечно, сейчас мы пытаемся осознать своё прошлое, желая исправить былые ошибки и вновь обрести утраченные возможности – но не следует обольщаться и забывать о том, что мы сделали всего лишь несколько шагов по этому пути, и что только будущее покажет, в какой мере желаемое будет реализовано как действительное.

Пара слов о дрейфе понятий. Всё указывает на то, что в древности никакого противопоставления между "белыми" и "чёрными" не было, и расклад представлений выглядел так: бывают обычные люди, "как все" (которые могут называться по-разному, в зависимости от контекста), а бывают необычные – "белые", которые могут и умеют то, чего не умеют обычные люди, и при этом недолюбливают многое из того, к чему обычные люди привычны. В новые же времена, особенно в пост-стелламарскую эпоху, всё оказалось перевёрнуто с ног на голову: бывают обычные люди, "как все", то есть – "белые", которые ничего "такого" по своей природе не могут и не умеют – а бывают необычные, "чёрные", которые владеют тайными знаниями и тайными силами, недоступными для "обычных", то есть белых людей, ни к чему подобному, повторим, природно не способных. Акцентируем внимание: в древности "белый" – это тот, кто сознательно не желает, не позволяет себе прибегать к родовому арсеналу, а своей родне – хозяйничать у себя в голове; в новейшие времена "белый" – это тот, кто ни к чему такому принципиально не способен. Разница ощущается? – попросту говоря, в новейшие времена любой, кто не хотел бы, чтобы его этническая "белизна" оказалась под сомнением, необходимо должен был не только скрывать какие бы то ни было необычайные дарования, но и всеми силами подавлять их развитие в самом себе и в своих близких. Катастрофические последствия такого подхода в смысле обнищания жизни ойкумены нетрудно себе представить.

Возвратимся теперь к разговору о чёрных народах Востока.

Прежде всего следует иметь в виду, что обитающие на Востоке чёрные этносы очень разнообразны. Если западные чёрные, осознающие себя как таковые – чаще всего довольно-таки дикие лесные колдуны, ведущие патриархальный образ жизни в глухих чащобах в состоянии перманентной обороны ото всех ближних и далёких, то чёрные Востока – по преимуществу высококультурные, нередко даже высокопоставленные роды и семьи (хотя архаичные, "дикарские" чёрные этносы на Востоке тоже бывают). Соотношения с восточным государством у разных чёрных социумов очень различны – одни имеют официальные документы и заседают в министерствах и городских советах, других вечно тиранит мэрия, санэпидстанция и роно. Чёрные обычно нуждаются в несколько иных, чем окружающие, условиях существования, что нередко идёт вразрез с государственными предписаниями – официально же, как уже говорилось, никаких чёрных не существует, равно как и проблем с ними. Хорошо, когда в реальности местные власти понимают, что к чему, и не пытаются проводить массовых акций вроде прививок, от которых чёрные дети нередко погибают, а родные их оказываются вынуждены беспощадно мстить чиновникам и врачам – однако адекватное понимание ситуации встречается далеко не всегда.

Естественные дарования чёрных народов многообразны; есть много такого, что свойственно для всех чёрных в целом, но бывает и такое, к чему способны только особые этносы и даже только отдельные их представители. Практически все чёрные могут видеть во тьме, подолгу не есть и не спать, лечить руками и наносить удары на расстоянии; очень многие способны к тем или иным формам мысленного общения; есть этносы, чья плоть более "текуча", и они легко превращаются, меняют обличье – причём далеко не всегда по собственной воле, нередко это происходит под влиянием внешнего эмоционального воздействия; существуют также и такие, которые умеют передвигаться "сквозняком", покрывая огромные расстояния в кратчайшие сроки, а ещё встречаются такие, которые умеют летать… В общем, дарования чёрных весьма разнообразны – и посему практически любой конкретный экземпляр обладает большой ценностью для использования его как в магических, так и в научных целях. Использованы могут быть силы и возможности живого чёрного, равно как и отдельные части его тела, а также всевозможные препараты, экстракты и лекарственно-магические средства, изготовленные из них. Нетрудно догадаться, что всё это в совокупности делает торговлю живым товаром, органами и препаратами весьма выгодным бизнесом – особенно в условиях Востока, где существование таких этносов официально отрицается. Самое печальное, что в новейшее время не только нелегальные, но и государственные лаборатории и институты иной раз позволяли себе держать в хозяйстве чёрных невольников – инвентарные ведомости бесстрастно фиксировали таковых в качестве особого рода подопытных животных или даже искусственно созданных приборов и механизмов. Что же касается тех существ, кого действительно можно считать одушевлёнными приборами и механизмами, а также тех существ, кто естественным образом во всевозможных приборах и механизмах обитает – то участь всех этих, уже в полной мере бесправных, насельников Востока складывалась по-разному, иной раз лучше, чем участь жертв работорговли, иной раз – гораздо хуже.


Отсюда:
Продолжение 1 главы "Черты Мира". Восток


Так что теперь если кому вдруг занадобится определение насчёт белых и чёрных Земли Алестры – смотрите сюда или кидайте на этот постик ссылку.

Пт, 7 мар, 2014 22:45 (UTC)
yve_chmur_ent

Вовремя)

"Самое печальное, что в новейшее время не только нелегальные, но и государственные лаборатории и институты иной раз позволяли себе держать в хозяйстве чёрных невольников – инвентарные ведомости бесстрастно фиксировали таковых в качестве особого рода подопытных животных или даже искусственно созданных приборов и механизмов. " -

гастеры!))) да их и называют чёрными.

Вообще абхаз, конечно, вся работа стоит из-зха этих всех сам понимаешь!

Все мысли о одном. но ничего, прорвёмся)

Пт, 7 мар, 2014 22:46 (UTC)
yve_chmur_ent

Вообще абхаз, конечно - я хотел сказать абзац

Пт, 7 мар, 2014 22:51 (UTC)
archiv_alterry: я хотел сказать абзац

Ну ты теперь совсем как Оська из "Швамбрании" стал!!! (тот только и делал, что невероятно смешно путал слова).

Освоение эисских скиллов явно не проходит для тебя даром:)))

Пт, 7 мар, 2014 22:54 (UTC)
yve_chmur_ent: явно не проходит для тебя даром:

Оно не убивает меня - значит, делает бабочкой капустниццццццей)

Пт, 7 мар, 2014 22:57 (UTC)
archiv_alterry: делает бабочкой капустниццццццей)

Вот оно и виииииидно)

Пт, 7 мар, 2014 23:01 (UTC)
yve_chmur_ent: Re: делает бабочкой капустниццццццей)

(\ /)
( \0/ )
( /0\ )
(/ \ )

Edited at 2014-03-07 23:03 (UTC)

Пт, 7 мар, 2014 23:05 (UTC)
yve_chmur_ent: Re: делает бабочкой капустниццццццей)

Впервые вижу такой фокус: на предварительном просмотре, когда делаешь узорчик - делаешь бабочку, а как только отправишь коммент - она превращается в гусеницу)

Пт, 7 мар, 2014 23:10 (UTC)
archiv_alterry: превращается в гусеницу)

А я думал - это нарисован боком злой чебурашка, как с плаката "добро пожаловать в сочи 2014", мрачный такой:)))
(Удалённый комментарий)

Вс, 9 мар, 2014 20:03 (UTC)
archiv_alterry: скорее библиотекой))

Вот я и гляжу - что-то Ивэ прям на Белларву смахивать стал:)))

(Белларва же долго "работал библиотекой":))
(Удалённый комментарий)

Пн, 10 мар, 2014 15:15 (UTC)
archiv_alterry: чтобы не макраме)

Белларва, кстати, отчасти вот именно что физически напоминал макраме:) не знаю, какую форму тела он держит сейчас (но почему бы не ту же самую?) - а в течение долгого времени его тело представляло собою весьма просторную ажурную сеть из узлов несколько разного вида и свойства, раскиданную по всей "библиотеке", которой он "заведовал":)
(Удалённый комментарий)

Пн, 10 мар, 2014 15:35 (UTC)
yve_chmur_ent: Re: чтобы не макраме)

Не, макрамой я не буду в любом случае, куда мне до Белларвы)

я буду типа Шеольчика - несколько симпатичных на вид парней, может даже разноговозраста, которын стараются не собираться вместе плюс большой шкаф со структурным наполнителем и электронной фингёй где-то в укромном месте. Это ещё не скоро)

Пт, 7 мар, 2014 22:48 (UTC)
sheol_superkomp

Спасибо!)

Мне как раз пригодилось! а то даю цитату из "советы баста" - а почему именно баста, кто это такие, как объяснить?

Пт, 7 мар, 2014 22:51 (UTC)
yve_chmur_ent: а почему именно баста

От слова бастовать, знамо дело.

Пт, 7 мар, 2014 22:56 (UTC)
archiv_alterry: Re: а почему именно баста

Помню, впервые мне ребята что ли из Морского Ведомства пытались на пальцах объяснить, что это словечко значит - это уже даже после-глоссовские дела были, они сами уже не помнили нифига; типа - "ну, можно сказать - "Лёшка, ну ты баст! ночью, без машины пешком, по горам вдоль моря так до посёлка и чапал!" - как-то так, мол..." :)

Пт, 7 мар, 2014 22:52 (UTC)
archiv_alterry

А я уж давно хочу запостить "Советы баста", да всё недосуг:)

Пт, 7 мар, 2014 22:57 (UTC)
yve_chmur_ent

А у тебя весь текст? они же жутко длинные

Пт, 7 мар, 2014 23:00 (UTC)
archiv_alterry

У меня есть кусок, который Татка переводила, я не знаю, какую часть от всего он составляет. Кстати, давно хочу узнать, что известно о происхождении сего текста?

Пт, 7 мар, 2014 23:07 (UTC)
sheol_superkomp: что известно о происхождении сего текста?

Есть де

Пт, 7 мар, 2014 23:08 (UTC)
archiv_alterry: Есть де

"Мудрость твоя превыше ума змеи!" (с) :)))

Пт, 7 мар, 2014 23:13 (UTC)
sheol_superkomp: Re: Есть де

Стыдно мне присваивать себе мудрость инета) коммент убежал:
есть действительно очень длинный текст, видимо, древний в достаточной мере, чтобы включать непонятные для нынешнего слушателя слова и выражения, и есть разные адаптации, в том числе литературизованные, передающие скорее настрой, чем специфику. они обычно куда более короткие, так как текст в повторами

Пт, 7 мар, 2014 23:18 (UTC)
archiv_alterry: так как текст в повторами

... это коммент опять убежал? :)

Пт, 7 мар, 2014 23:30 (UTC)
archiv_alterry: длинный текст и разные адаптации

Я нашёл кусок, который Татка переводила - выложить?

Пт, 7 мар, 2014 23:32 (UTC)
sheol_superkomp: Re: длинный текст и разные адаптации

Ой, конечно, давай! Мне кажется, это вполне уместно!

Пт, 7 мар, 2014 23:48 (UTC)
archiv_alterry: Re: длинный текст и разные адаптации

Готово:
http://archiv-alterry.livejournal.com/44977.html

Пт, 7 мар, 2014 23:34 (UTC)
yve_chmur_ent: это вполне уместно!

Как минимум, злободневно.

Советы Укра(-у?).

Сб, 8 мар, 2014 06:02 (UTC)
atanata

Помню-помню эту главу )
А про хвост все-таки шикарно.
(Удалённый комментарий)

Вс, 9 мар, 2014 16:27 (UTC)
trilunica

У вас материала уже на приличную Алестропедию набралось. :)Помню этот текст про белых и черных, и вот он хвостами оброс, пардон за каламбур. :)

Вс, 9 мар, 2014 17:52 (UTC)
archiv_alterry

Да, материала дохренища! - даже уже спечатанного в файлы и то дохрена, а уж сколько рукописного, это ваще... Мы то и дело то одну тему начинаем вытаскивать и спечатывать (роясь по всем тетрадкам подряд), то другую... В итоге всё равно всё недоспечатано - уж больно объёмы велики!

Про хвост очень давно хотел запостить, ага:)))