?

Log in

Чт, 19 мар, 2015, 16:47
Давай поиграем! или О базовой симпатии на ЗА

По ходу давешних обсуждений возникла мысль, что надо на минуточку прерваться со звукофайлами – и сформулировать толком одну из тем, которые для обитателей Земли Алестры являются базовыми-дефолтными, а для Земли-здешней таковыми отнюдь не являются, хотя тоже значимы.

Речь идёт о ценности игры – точнее, игры _вместе_, активного игрового взаимодействия. Игра в данном случае понимается максимально широко – сюда подходит любая деятельность, которая помимо прочих функций является для участников игрой.

Напомним, что материнские эис Земли Алестры, создавшие и исходно сформировавшие многочисленные этносы штучников-самтелов, воспроизводили-возрождали прежде всего тех, кто проявлял себя активно и ярко, кто мог смело реализовать себя в любых творческих импульсах, кто интересовался окружающим миром, кто умел, а главное хотел, вступать в диалог – и говорить, и слушать. Такие существа – попросту говоря, существа, умеющие и любящие играть с другими – запоминались и праматерям-эис, и другим самтелам: про них думали, говорили, хотели их снова увидеть (и их самих, и подобных им потомков) и так далее. Не удивительно, что основной типаж обитателей Земли Алестры, к каким бы этносам они не относились, сложился именно таким – в базе у любого из них (из нас:)) заложена самодовлеющая ценность игры друг с другом, спонтанного и безграничного игрового сотворчества.

Именно это и является основой дефолтной симпатии, которую испытывает чадо Земли Алестры, завидев некоторого Другого: "О, кто пришёл! – подходи, поиграем! :)"

Из этого вовсе не следует, что так обстоит у нас дома всюду и всегда – точно так же, как и на Земле-здешней, дети ЗА зачастую заморочены-замотаны-задавлены разнообразными тяготами и тенётами. Однако лежащая в базе ценность игры-диалога не угасает даже когда в существе казалось бы едва теплится жизнь – и при первой же открывшейся возможности легко полыхнёт костром.

Заметим, что на Земле-здешней дело обстоит иначе: несмотря на то что ценность игры здесь также очень высока, аналогичное место в базе занимают скорее детско-родительские отношения, отношения любви-заботы и любви-благодарности. Известный на З/з способ пробудить в ком-то симпатию – это дать ему возможность позаботиться о тебе, равно как и способ пробудить в себе симпатию к кому-то – это начать о нём заботиться. Разумеется, на Земле Алестры образ отношений родитель-дитя тоже много значит – однако отношения "давай поиграем!" несомненно значат намного больше. Скажем, родительско-детские отношения в культуре самих эис дефолтно воспринимаются как прелюдия-преамбула к настоящим, зрелым отношениям – отношениям диалога, игры, со-творчества, парного танца.

Из всего этого проистекают несколько важных следствий. Обозначим сейчас всего парочку – то, что было так или иначе в давешних разговорах задето.

Прежде всего – вопрос о соотношении ценности игры и работы психзащит. Под психзащитами мы разумеем такие механизмы, которые действуют _помимо_ личного осмысления, _в ущерб_ активному личному осмыслению ситуации – эти механизмы именно что защищают существо от объёмного взгляда, от анализа, потому что в их задачу входит любой ценой поддерживать некоторую картину мира, какой бы ущербной она ни была.

На Земле-здешней психзащиты составляют в ракурсе диалога ужасную, почти неразрешимую проблему. Даже когда существо полагает (и более того, утверждает словами через рот), что хочет, желает, жаждет общаться, развиваться, постигать новое – психзащиты зачастую надёжно экранируют его от всего, что может хоть как-то поколебать устоявшуюся картину мира, прежде всего представление существа о себе самом. Существо упорно слышит и вычитывает совсем не то, что хочет сказать ему собеседник, витиеватым образом огибает поставленные собеседником вопросы и т.д. и т.п. – при этом его можно смело считать ни в чём не повинным: всё "лишнее" вычищают из поступающей информации вышеозначенные психзащитные механизмы. С их "точки зрения", возможный диалог "подзащитного" не дороже его устоявшейся картины мира – образно говоря, эти охранные структуры более всего дорожат своим местом при нём:) Выйти из-под их контроля можно лишь тогда, когда отчётливо понимаешь, что они, во-первых, существуют, а во-вторых, их "интерес" не тождествен твоему – что ты со своей стороны готов и желаешь испытывать свою картину мира на прочность ради возможного общения, со-творчества, игры.

Так вот, у нас на Земле Алестры с этим делом обстоит полегче. Несмотря на то, что подобные психзащиты тоже существуют, базовая ценность игры-диалога не позволяет им захватить все командные посты – поэтому при любом сложном выяснении отношений сохраняется шанс, что существо внезапно увидит для себя возможность поиграть, рванётся – и выпутается из своих психзащит, откроется для общения. В этом плане исключительно много зависит от его визави – чем больше и чем ярче визави сигналит "давай поиграем!:)", тем выше шанс, что опутанный психзащитами таки рискнёт совершить рывок. Конечно, дальше всё равно может быть много слёз, взаимных упрёков, непонимания и так далее – однако счастья играть вместе сия житейская фигня отменить уже не может.

Далее – вопрос о соотношении ценности игры и темы насилия / удержания кого-либо около себя. При том, что практически и насилие, и всякого рода удержание на Земле Алестры распространено вряд ли меньше чем на Земле-здешней – отношение к данным вопросам у детей ЗА иное, чем на З/з (хотя, конечно, и там, и там много разного), и отношение это смещено именно за счёт базовой ценности игры. Уместно вспомнить анекдот про Махно: "Опаньки, он не хочет?! – отпустить!" – в том смысле, что ценность любого рода отношений на ЗА в конечном итоге определяется вопросом, таки хочет с тобой визави играть или же нет? Играть в отношения, в том числе насильственные, в разборки, в плен, в пытки... – несмотря ни на что, у детей ЗА по дефолту подразумевается, что всё что мы делаем вместе – мы таки делаем добровольно, в охотку, поэтому если визави даёт понять, что – нет, он не хочет! – не "по игре" не хочет, а _в самом деле_ не хочет, не хочет, не желает с тобой играть, не хочет быть с тобой рядом, не желает какого бы то ни было взаимодействия! – то адекватным для чада ЗА несомненно будет развести руками и разойтись. Расхождение это может иметь разные формы, начиная от "тебе направо, мне налево" и кончая смертью – но сама по себе связка "раз ты и правда не хочешь со мною играть – давай простимся без обид" таки и в самом деле лежит глубоко в основе. Поверить в то, что визави и правда, а не понарошку, играть с тобой не хочет, может быть _очень_ трудно – но зато когда уже поверил, прочие вопросы снимаются автоматически. Играть с тем, кто и в самом деле играть не хочет – это намного, намного, намного хуже чем не играть вовсе.

Из этой структуры взаимоотношений автоматически следует, в частности, отношение к самоубийцам. Из базовой ценности игры вытекает тот факт, что чадам ЗА вообще не свойственно скучать, тем более не характерно для них (для нас:)) умирать от скуки, ни в прямом, ни в переносном смысле слова – поэтому если некто желает умереть, то есть покинуть наш мир, то это скорее всего связано или с тем, что он хочет попасть в какое-то место, куда его зовёт сердце, или у него что-то так сильно болит, что он жаждет вообще отключиться от себя самого. Разумеется, проверять имеет смысл обе версии; разумеется, проверка включает в себя прямой вопрос к желающему умереть. "Чувак, а ты точно ваще-ваще не хочешь тут быть? ты точно не хочешь ни с кем из нас играть? а может, что-то болит, может попробовать сперва полечить? Нет, точно-точно не хочешь, ты уверен? – ну тогда опаньки, отпустить!" Держать кого бы то ни было при себе формально в качестве партнёра, реально же "для мебели", детям ЗА и в самом деле дефолтно не интересно.

А играть – всегда очень даже интересно, и во что только не:)

Чт, 19 мар, 2015 14:22 (UTC)
sheol_superkomp: квант слепого защитного противодействия системы обре

Может быть это офф, но мне показалось интересным:

"Есть какое-то совершенно убийственное обаяние в том, что Гомеостатическое Мироздание, стремясь сохранить свою интактность и предотвратить научные открытия, которые со временем приведут к катастрофе...причудливый, саднящий абсурд которых все нарастает, нарастает, чтобы разрешиться догадкой: все это делают с нами, чтобы мы отказались от своей научной работы...
история эта, столкновения человека и неодолимых непонятных сил, которые ставят тебя перед жестоким выбором, — история на самом деле снова о столкновении с властью "
отсюдаhttp://www.dodo-space.ru/lobster/2014-09-26/

Обнаружилась неожиданная параллель психзащит и госбезопасности) -
"За миллиард лет до конца света", А. и Б. Стругацкие

Чт, 19 мар, 2015 15:49 (UTC)
archiv_alterry: неожиданная параллель психзащит и госбезопас

Мимими:)

Я-то скорее имел в виду брандмауэр, но ход ваших мыслей мне нравится!

Чт, 19 мар, 2015 14:28 (UTC)
yve_chmur_ent: о соотношении ценности игры и работы психзащит.

Лады. так мне надо позвать Йорика в игру. Это дело, надо только продумать как. Вряд ли если я ему покажу только что найденного Меену и предложу поиграть вместе, это будет то что надо. Скорее, его хватит кондрашка. Но что-то в этой области непременно попробую.

Чт, 19 мар, 2015 15:52 (UTC)
archiv_alterry: если я ему покажу

Мимими!!!

Не, ты мог бы действовать иначе - как Тэй с Бэем: показать ему игрушечного Йорика! типа "вот и у меня есть Йорик, только не ты":)))

Чт, 19 мар, 2015 15:58 (UTC)
yve_chmur_ent: если я ему покажу игрушечного Йорика

А. Пойти кака раз к Даниэле и попросить её сделать мне такую куклу - чувака навроде Йорика. Вряд ли она его помнит, канеш. Но фотку могу показать. Теперь у него глаз поди не стенлянный?

Чт, 19 мар, 2015 16:00 (UTC)
sheol_superkomp: Re: если я ему покажу игрушечного Йорика

Про глаз ничего не скажу, это прайвеси) можешь у него самого спросить)

Про Даниэлу-кукольницу могу сообщить, что Йорик у неё был в год твоего побега из дома.

Чт, 19 мар, 2015 16:01 (UTC)
yve_chmur_ent: Щас, только челюсть с полу подберу

И ты молчал?

До побега или после?

Чт, 19 мар, 2015 16:04 (UTC)
sheol_superkomp: Re: Щас, только челюсть с полу подберу

"Назвать кто отец?"(с)

*ехидно, скрывая смущение*
Тебе всех посетителей Даниэлы перечислить или только знакомых?

Чт, 19 мар, 2015 16:06 (UTC)
yve_chmur_ent: "Назвать кто...?"

Ты что ли не проверял?

А Всё-таки, когда он у неё был? и долго?

А Гусь был?

Чт, 19 мар, 2015 16:12 (UTC)
sheol_superkomp: Re: "Назвать кто...?"

Можно считать, что не проверял. Не изучал прицельно, по запросу.Вот сейчас посмотрел.

Йорик был за 4 дня до того, как ты убыл с асиенды, и повторно - через два дня после твоего окончательного выбытия за пределы обычных маршрутов, когда ты уже был на приличном расстоянии.

Я не могу точно сказать, что ты сбежал такого-то числа. "Окончательно ныряю" - ты приходил, уходил, ходил кругами.

Аргус был у Даниэлы, притом неоднократно. Но заметь, у него же дочь почти твоя ровесница. Он мог покупать куклу для неё, или по её просьбе для кого-то.

Чт, 19 мар, 2015 17:32 (UTC)
archiv_alterry: Неожиданно и очень сильно удивить

Подумалось, что сия сакраментальная формула про то как завоевать любовь - она как раз к теме поста:)

Чт, 19 мар, 2015 17:36 (UTC)
sheol_superkomp: Re: Неожиданно и очень сильно удивить

Дада! я вот тут пока вы удивляли друг друга, тоже удивил Ивэ новой инфой.

Чт, 19 мар, 2015 17:37 (UTC)
archiv_alterry: тоже удивил Ивэ новой инфой

Я заметил:)

Сб, 21 мар, 2015 07:30 (UTC)
arico_samaa

"Поверить в то, что визави и правда, а не понарошку, играть с тобой не хочет, может быть _очень_ трудно"
Это да. Во-первых, поверить, во-вторых, принять.

Сб, 21 мар, 2015 12:15 (UTC)
sheol_superkomp: _очень_ трудно_принять что визави играть с тобой не хоч

И уйти, раз игра не состроилась(

К счастью, бывает что и передумает, иногда в те же сутки)))

Сб, 21 мар, 2015 12:36 (UTC)
arico_samaa: Re: _очень_ трудно_принять что визави играть с тобой не х

))
(Удалённый комментарий)

Сб, 28 мар, 2015 10:24 (UTC)
arico_samaa

Ну да. Или сил, или решительности.

Сб, 21 мар, 2015 18:50 (UTC)
m0z9

Но Киру-Тату при этом не очень-то тянет в игры вне Алестры, или я ошибаюсь? Когда вы описывали собственное развитие, мне почудилось, что вы антагонистично относитесь к "ролевому и фэнтези-мэйнстриму" и гордитесь своей отстранённостью от него.

Edited at 2015-03-21 18:51 (UTC)

Сб, 21 мар, 2015 19:42 (UTC)
sheol_superkomp: Киру-Тату не очень-то тянет в игры вне Алестры

Да нет, они довольно игривые в домашней -З/з обстановке, как я заметил.
не буки)

Сб, 21 мар, 2015 19:43 (UTC)
archiv_alterry: не очень-то тянет в игры вне

Следует ли из твоего вопроса, что под играми ты понимаешь только ролевые игры?:)

Я специально подчеркнул:
"Игра в данном случае понимается максимально широко – сюда подходит любая деятельность, которая помимо прочих функций является для участников игрой".

("Игра́ — вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе... Основные компоненты игры — воображаемая ситуация, роль и реализующие её игровые действия, а также роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, то есть замещение реальных предметов игровыми, условными; реальные отношения между играющими" - из Вики)

Проще говоря, я говорю здесь прежде всего о такого рода играх, которые происходят _одновременно_ с какой-то другой деятельностью - не подменяя её собой, но украшая, превращая эту деятельность в искусство, в предмет наслаждения и более глубокого взаимного знакомства с партнёром.

Лично мы с Татой играем постоянно - находясь дома на ЗА и здесь на З/з, в письмах и комментах, в сети и пореалово, в рамках серьёзных обсуждений и во время пьянки:) Самая излюбленная наша форма игры - всякие каламбуры, которыми мы сопровождаем произносимые фразы и совершаемые действия, а также воображаемые сценки, ассоциирующиеся с означенными словами и действиями, а также стихотворные цитаты или экспромты по принципу "игры в ассоциации". В игру в ассоциации мы иной раз играем даже отдельно - как дома, так и на З/з. А в прочие игры-отдельно-от-другой-деятельности мы давно не играем - отчасти за неимением времени, отчасти потому, что игра по ходу другой деятельности нравится нам намного больше.

Что касается здешних ролевых игр - то мы всерьёз узнали о них только когда вышли в Сеть, когда уже никаких отдельных игр не вели. Мы действительно очень рады тому что наша альтерристика-альтеррология развивалась отдельно от фэндома, потому что это позволяет видеть фэндом со стороны и не впадать в его стереотипы - но из этого не следует, что мы относимся к фэндому как-то презрительно, свысока и т.п. Фэндом, на наш взгляд - прекрасная, восхитительная пограничная область, где без особых противоречий сосуществуют альтерризм и игра, где можно заниматься альтерризмом, можно заниматься игрой, можно заниматься альтерризмом и в рамках его игрой, можно заниматься игрой и иметь возможность перейти к альтерризму - всё это прекрасно по-своему, и важно только не путать одно с другим:)

Сб, 21 мар, 2015 19:50 (UTC)
archiv_alterry: Ролевые игры на ЗА

О, может быть тебе будет интересно - мы тут по ходу обсуждаем тему ролевых игр на ЗА:

http://archiv-alterry.livejournal.com/61585.html?thread=1667985#t1667985

http://archiv-alterry.livejournal.com/61585.html?thread=1668241#t1668241

(выделяю две ветки вместо одной общей, так как там ещё много чего не про ЗА, а про З/з)

Edited at 2015-03-21 21:46 (UTC)