archiv_alterry (archiv_alterry) wrote,
archiv_alterry
archiv_alterry

Categories:

Репродукция на Земле Алестры (1)

Мы счастливы проинформировать вас, дорогие читатели, что Тата наконец-то завершила свой труд на тему "Особенности репродукции, интимных отношений, удовольствий на Земле Алестры и их влияние на цивилизацию". Текст получился объёмный, так что мы поделим его на несколько постов и будем выкладывать их не все сразу, но так, чтобы они всё же могли восприниматься компактно – то есть в течение ближайших пары-тройки дней.

Вэлкам:)


Репродукция, интим, удовольствие на Земле Алестры:
влияние всего вышеперечисленного на ментальность и цивилизацию



"Мельчайшее из здешних животных
знает извращений больше, чем изведало человечество"
(один из дипломатов, посетивших мир Ней)



Для начала – два слова о причинах написания данного текста. Долгие годы живя в двух мирах одновременно – на Земле-здешней и в нашей альтерре, на Земле Алестры – мы привыкли к тому, что при внешнем сходстве быта (относительном, конечно:)) на некоторые стороны жизни у нас в альтерре смотрят несколько иначе, чем в здешнем земном мире. Это касается таких важных областей, как интимные отношения, семья, деторождение, секс. Изучая историю нашей альтерры, в том числе "до-человеческий" период, мы обнаружили, что она намного больше отличается от здешней земной истории, чем мы ожидали, обманутые сходством реалий современности. Мы, конечно же, понимали, что иное устройство многих разумных существ, включённых в процесс создания ойкумены, а также бóльшее по сравнению с Землёй-здешней разнообразие этносов и разумных форм, оказало влияние на менталитет населения Земли Алестры, на то, как у нас понимают радости личной жизни и приоритеты жизни общественной; но всё это было сформулировано не слишком отчётливо.

И только теперь, после более близкого знакомства с историей и культурой других альтерр, в особенности Эсварры hontoriel и мира Ней atanata, у нас сложилась некоторая концепция о том, как именно наши местные особенности устройства живых форм, конкретно – способы репродукции – сформировали целый ряд аспектов разумной деятельности, традиций, мировоззрения.


Начнём научно:

Самовоспроизводство жизни – одно из фундаментальных её проявлений, поэтому особенности репродукции в каждом мире закономерно в очень большой степени формируют специфику организации разумной жизни. Наиболее рельефно это проявляется в разных областях общественного устройства…

…а попросту говоря – посмотришь на нюансы размножения, присущие природе данного разумного существа, и сразу "всё с ним ясно". Ну, во всяком случае, многие особенности ментальности и культуры получают объяснение.

Для того чтобы в дальнейшем рассматривать особенности репродукции на Земле Алестры и сравнивать с таковыми в других местах, давайте уточним некоторые универсальные для разных миров понятия – репродукция, интимные отношения, удовольствие – и связь между ними. На Земле-здешней всё это скручено в один по-своему симпатичный, но невразумительный узел, и зачастую воспринимается как нечто единое – а ведь это вещи независимые.


РЕПРОДУКЦИЯ


1. Как у нас делают детей

"И вот теперь она пристаёт:
подари мне свой компьютер!"
(из анекдота)



Начнём с репродукции. Казалось бы, размножение, оно же воспроизводство, уж чего тут может быть не ясно! Однако подчеркнём пару важных моментов, общих для известных нам миров.

Во-первых, строго говоря, воспроизводство не всегда означает размножение: может ведь сохраняться постоянное число живых особей. Одна особь, например, которая себя же и воспроизводит целую вечность, как феникс. Один наш знакомый верментáл (верментáл – разумное нетеплокровное существо, обладающее большим могуществом в области ментальных взаимодействий) нёс яйца, но тут же их и съедал, кроме одного – а из последнего выводилось его же тело, только другое: кто скажет, что это было не воспроизводство?

Во-вторых, размножение не подразумевает воспроизведение одной и той же формы, ни родительской, ни вообще единообразной: чем жизнь совершеннее, тем многообразней варианты. Как известно, гора может родить мышь, а мышь может родить гору. Одноклеточное существо воспроизводит свой геном, да и то в разном обрамлении – то активная клетка, то спора; а то ещё выдаст какую-нибудь мутацию или вирусных частиц наплодит. Группа многоклеточных учёных, торжествуя, создаёт ин витро маленькую живую клетку с иным геномом, чем у каждого из участников проекта. Вабúтра, летающая в недрах земли, откладывает гранёное яйцо, подобное ювелирному изделию, из которого и через сотни лет может выйти существо любого желаемого облика. ЭИС, какая-нибудь прекрасная долина, способна извести из себя множество разнообразных живых форм, соорудить целую экосистему, причём информация для воспроизведения будет у исходной ЭИС записана в совсем иных формах, чем у её детишек – она может быть не связана с органическим веществом, да и с веществом вообще.

В-третьих, как нам кажется, можно говорить об определённой тенденции к саморегулированию репродукции по мере усложнения организации. Если на заре своего существования жизнь стремится умножиться и распространиться всеми доступными способами, то по мере заполнения Вселенной разными живыми формами, всё более сложносочинёнными и сложносочленёнными, картина меняется. По-прежнему жизнь много сил отдаёт воспроизводству жизни, но с ростом сознательности всё более ответственно продумывает заранее, в каком количестве, в какой мере подобную себе, когда и где следует породить жизнь, чтобы не повредить уже имеющимся живым объектам, не ухудшить качество окружающей жизни: ни своей собственной, ни своих предыдущих детей, ни вообще сородичей, ни вообще жизни как таковой. Наблюдается широкий спектр мер (иные из них уже не чужды и жителям Земли-здешней): от планирования семьи или свинофермы до продумывания экосистем планетарного масштаба и объявления заповедником мест возникновения новых форм жизни или сохранения реликтовых.

Известно, что информация, на основе которой могут образовываться живые формы, способна храниться в разных видах, а не только в виде специфического химического кода, как в нуклеиновых полимерах. Значит, для успешности затеи с репродукцией не так уж необходимы все эти специализированные молекулы, клетки, органы: главное, иметь механизмы для перевода информации с носителя на носитель. Тогда и передавать её от одного объекта к другому будет не в пример удобней – как на вещественных носителях, так и информационными пакетами. Особенно это актуально, если участники процесса воспроизводства разделены большими расстояниями. Значит, в предельном варианте, родителям будущего нового существа совсем не обязательно не только встречаться лично, но даже и вообще что бы то ни было специфическое, имеющее отношение исключительно к размножению, брать у отца и передавать матери. Отец к этому процессу может вообще не иметь никакого активного отношения. (Как в анекдоте – достаточно его фотокарточки; но уж тогда непременно в полный рост! а ещё лучше подойдёт биометрический паспорт.)

В нашей альтерре с самого начала, наряду с передачей информации на вещественных носителях разного рода, существовал и применялся механизм "срисовывания с натуры на материал заказчика" – так сказать, "зачатия вприглядку". Это не только доисторический Океан, который высматривал себе "в подзорную трубу" интересные формы в других мирах и воссоздавал их подобия в своих водах, но и современные простецкие тётки из определённых чёрных этносов, которые рожают детишек от приглянувшегося героя, притом иной раз через много-много лет после мимолётной встречи с ним (и встречей-то не назовёшь: скажем, смотрела она на него как-то раз из-под моста…)

Можно представить себе механизм "репродуктивной загрузки" в виде программы, которая способна отсканировать любой выбранный объект, составить его описание по определённым параметрам. А дальше бери это описание, переводи на язык своего организма и строй у себя внутри на собственном материале – хочешь, точную копию, хочешь – подобие с удобными для тебя отличиями от оригинала. Так получается "общий" ребёнок, о котором, между прочим, "отец-образец" может искренне не подозревать.

Да не один ребёнок! – ничто не мешает матери постепенно породить на свет целую вереницу чад, во многом непохожих между собой, поскольку они повторяют одного отца в очень разных аспектах. К примеру, от глоба старшего поколения, именуемого Засть или Щит, Алестра произвела несколько генераций: одна из них – микроскопические "трилобиты" зообентоса, образовавшего при минерализации залежи белого структурированного вещества ("Белый Щит"), другая – Лестригоны, хранители "брюха биосферы", болот (в древности рождались неантропоморфными, потом – в виде людей); а потомки ещё одной линии – "болотных гидр" – на протяжении истории ойкумены и по сию пору пополняли ряды всяческих героев, стоящих на защите мира на земле и в небесах – вплоть до лётчиков военной авиации и выпускников "школ космонаутов" (проект "Облачный щит").

Другая сторона дела: таких "отцов-образцов" для одного чада может быть несколько, и от каждого будет взято наиболее ценное качество. В поздней упрощённой системе "чёрной тётки из-под моста" сложение признаков произойдёт как бы согласно законам формальной генетики (отчасти в мать, отчасти – в отца, а также в их бабушек-дедушек), ну, может, плюс к тому с какими-нибудь забавными несообразностями: масть волос в любимого пса, а голос в любимого артиста. В сложной же и многофункциональной "репродуктивной мастерской" ЭИС различие и сходство родителя с дитём можно варьировать очень творчески, как свидетельствует вышеприведённый пример с детьми Застя.

Все мыслимые варианты возможны – образно выражаясь, от разницы между картиной и её точной копией (но с применением, например, более стойких материалов) до соответствия картины и посвящённой ей симфонии. Причём хозяйка / хозяин мастерской может задать условия – не только в какой степени, но даже в каком именно смысле ребёнок будет походить на родителей: от "у мальчика будут твои глаза, а губы будут мои" (с) до "моя лилия будет подобна твоей звезде". Так могла бы сказать Мать Алестра, рожавшая долины и ландшафты от звёзд и галактик, и этот образ – любовного взгляда / падающей звезды / встающей со дна лилии – сохранился как одна из лирических тем фольклора до современности. У какого-нибудь сказочного сына лагуны, рождённого морской локсой от человека, облик человеческий, но красота морского пейзажа: "пенные зубы, лазурные губы" (с). Или, выражаясь научно, признак – от одного родителя, а модуляция этого признака – от другого, пусть даже у второго родителя такого органа не было в принципе.

Ну а если вопрос стоит не об эстетике, а о функциональном соответствии замыслу? Если ты задаёшься вопросом – как должны быть устроены порождаемые тобой существа, чтобы эффективно освоить такую-то среду, жить в ней в своё удовольствие, создать при этом наилучшие условия для таких-то, подготовить базу для того-то… Для начала ты выберешь среди обитателей Вселенной таких, которые успешно проживают в похожих условиях. Это будет отец (отцы) будущей новой жизненной формы. Создашь на основе имеющихся вариантов новые комбинации с твоими собственными новаторскими дополнениями. Можешь не спешить с переписыванием созданного образа на вещество, с воплощением в живое тело, а, взяв тайм-аут между зачатием и рождением, активировать "информационный фоторобот" как соответствующую программу, "обкатать" внутри себя на "виртуальном испытательном стенде". Надо сказать, в нашей альтерре регулярно отмечались случаи, когда такая "жизнь до рождения" или "между рождениями" вполне отчётливо отпечатывалась в памяти существа, рождённого с применением этих технологий. Так что, владея этими репродукционными механизмами, ты используешь эволюционные достижения "борьбы за существование среди виртуальных моделей в лоне ЭИС" вместо испытания на выживание твоих детёнышей в реальном мире.

Пора, кстати, как-то обозначить категорию существ, разумной разновидностью которых является человек, в отличие от категории энергоинформационных структур (ЭИС) и роевых форм жизни. Каким словом назвать живые объекты, существующие автономно, чётко отграниченные от внешней среды, имеющие компактное (по преимуществу вещественное, часто органическое) тело с рецепторами и эффекторами? В эту категорию входят и простейшие организмы, и растения, и животные, и "квазиживые" механизмы. Можно было бы обозначить их термином "штучники" (в отличие от "структурников" – ЭИС и роёв) и даже "штукоиды"; но, поразмыслив, мы нашли словечко ещё лучше: "БИОМОНАДЫ". Так и будем называть представителей "вроде как на Земле" этносов и видов, в том числе порождаемых ЭИС, но отличных от них.

(ВНИМАНИЕ: позже мы подобрали для штукоида-биомонады и ещё более подходящий термин - "самтел")

Не стоит, однако, представлять себе биомонад, креатив старших ЭИС, в виде юрких ограниченно-разумных фигурок со сменными манипуляторами и набором абилок, как в какой-нибудь компьютерной игре. Разнообразие размеров, способностей и склонностей, степеней разумности и подвижности существ, постепенно заполнявших планету, поражает воображение: тут и ближайшие потомки гиганта Струва, безыскусный океанический планктон; и дети Большого Цербера, электромагнитный рой зыбей, вполне разумных (кабы не упёртость и не подозрительность:)); и разнокалиберные питомцы Алестры, которая отдельно и специально заботилась о всяческих "беспомощных умниках". До нашего времени дошёл образ её "лиловых топей", "садков Минервы", лиманчиков, где в тёплой солоноватой жиже плещутся и возрастают в премудрости хрупкие формы мыслящей жизни – это символ "яслей разума", колыбели теоретического знания, академической науки.

Между тем, условия вне "материнского лона" постоянно меняются, а прогресс "виртуальной биоинженерии" не стоит на месте. Он отчасти подменяет собой "эволюционный процесс ин виво", отчасти дополняет или по крайней мере ускоряет его. Чтобы находки учитывались, а недочёты конструкции устранялись "в режиме текущего ремонта", чтобы развивались свежие направления, которые биомонаде из её "бед, побед и буден"(с) видны лучше, чем стабильной и защищённой ЭИС, а также для координации ради общих интересов системы, для защиты материнского организма, для взаимодействия с другими макросистемами – для всего этого должна быть очень хорошо налажена обратная связь, от потомков к общему предку. Она должна быть многоканальной и непрерывной.

В оптимальном варианте, при достаточных мощностях "материнской" ЭИС, благодаря "онлайновому режиму" копированию порождённого существа во всей полноте его индивидуальности, эта связь гарантирует ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ в случае гибели. "И если бог меня лепил в прошлом, // ему нетрудно – он ещё слепит"(с).

С самого начала эволюции как на Земле-здешней, так и на Земле Алестры появляются существа, которые способны создавать жизнь без непосредственного партнёра, "прямо из себя". Но в нашей альтерре, в отличие от Земли-здешней, такие формы, имея высокую организацию, не только копируют себя, но и дают целый веер весьма разнообразных потомков, благодаря тому что в родительскую особь уже и так на предыдущем этапе жизни, нередко даже до её личного зачатия, вложено предостаточно информации, вещества и энергии.

То есть, во-первых – ещё раз подчеркнём нашу специфику – для полноценной репродукции НЕОБЯЗАТЕЛЬНО раздобывать себе ПАРУ. Это относится и к ЭИС, и к биомонадам любой сложности.

Во-вторых – и это ещё более специфическое отличие нашего мира от здешнего земного – если ты "штукоид", то для того, чтобы подобные тебе существа вокруг тебя множились и преуспевали, тебе совсем НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО САМОМУ это организовывать и бесполезно к этому стремиться. Твоя задача иная: показать себя во всей красе и довести эту информацию до сведения "родительского коллектора". Призови для решения этого вопроса ЭИС, твою мать:) – при правильном ходе вещей она воспроизведёт подобных тебе существ столько и тогда, сколько и когда это наиболее уместно.

В-третьих, ЛЮБЫЕ (а не только специфические репродуктивные) твои взаимодействия с интересным для тебя существом повышают его шанс стать заметным и интересным для воспроизводящей системы и, значит, БЫТЬ РЕПРОДУЦИРОВАННЫМ. Практически это означает, что если ты (сам или в потомках) хочешь проводить время с ним / с подобным ему, ты с равным успехом можешь за ним ухаживать, его преследовать, от него бегать, атаковать, провоцировать на атаку, любить, убить – можете проделывать вместе что угодно, лишь бы в этой игре он показал свои способности наилучшим образом, а ты транслировал "подробную телепередачу" о нём своей ЭИС. Ну а коли ты сам ЭИС, то флаг тебе в руки (то есть – воспроизводящие мощности и так у тебя в руках): для начала ты можешь завести потомка от объекта интереса, а если что случится – то и вернуть к жизни своего знакомца, восстановив в реале или, в крайнем случае, виртуально.

Из такого странного, на здешний земной вкус, порядка следовал целый ряд особенностей жизни в первоначальную эпоху, который оказал определяющее влияние на формирование основы поведенческих механизмов разных жизненных форм. И эти основы остались и продолжали влиять на поведение биомонад, даже когда радикально изменились условия на планете.

Первая же особенность – НИКАКОЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ: рождённые в этом мире существа были с самого начала избавлены от междоусобицы за внешний ресурс, за место под солнцем, за пищу и так далее. Ведь их общая мать (или их матери согласованно) производили их столько, таких, тогда и там, чтобы ВСЕМ ВСЕГО ХВАТИЛО. (Вот, казалось бы, парадиз для существа, "удовлетворённого желудочно"(с), без угнетающих забот о хлебе насущном, без необходимости расталкивать локтями себе подобных или защищаться от них, знай осваивай просторы, учись выживать в новых и новых средах, развивай гибкость физиологии и интеллекта!)

Вторая – МЕНЬШАЯ РОЛЬ МЕЖВИДОВЫХ БАРЬЕРОВ (генетических, поведенческих, интеллектуальных) при обмене информацией: несколько видов – дети одной матери, делить нечего, кроме её внимания, нет никакого выигрыша от многочисленности твоего собственного вида, твоей генетической линии, зато симбиоз, работа в команде с "иновидцами" может дать преимущества. Можно строить системы внутри- и межгрупповых взаимодействий, совершенствовать язык и иные способы обмена информацией и предаваться другим подобным приятным, творческим занятиям. (Вот, казалось бы, парадиз и широкий простор для синергизма на базе совместного познания, игры, искусства.)

Третья – МОЖНО НЕ ТРАТИТЬ РЕСУРС на формирование и обслуживание специализированных устройств и программ репродукции: ни на аппарат размножения, ни на конкуренцию за партнёра, ни на устройство и охрану гнезда, ни на какие другие ДЕЙСТВИЯ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ И СОХРАНЕНИЕМ ПОТОМСТВА – всё это делает материнское существо для всех своих потомков, качественно, профессионально, опираясь на многолетний опыт. Биомонады изначально не были обременены любовной горячкой, "супружеским долгом" и пелёнками. (Вот, казалось бы, парадиз…) –

Стоп-стоп, скажет читатель. Всё это как-то подозрительно похоже на рай, особенно в последнем пункте. А на что вообще тратить-то этот ресурс, если тебя и так обеспечивают всем готовеньким? Вот здешние земные существа – они выполняют долг перед видом, перед Жизнью, можно сказать…

Свободный ресурс жителей Земли Алестры был предназначен для исследования, испытания, раздвигания границ, построения нового – и именно эти функции были приоритетными у тогдашних живых существ, именно в этой сфере навыки культивировались, тиражировались, вознаграждались позитивными эмоциями. Символически это можно выразить так: отвечая на вопрос "какой ты видишь свою роль в мироздании?" житель Земли-здешней, скорее, выбирает ответ "быть звеном эстафеты Жизни и Разума" или что-то в этом роде, а житель нашей альтерры – "быть глазами и ушами Создателя Вселенной" (с).


******************************


Продолжение следует
Tags: Базовое, Глобы и локсы, Дети и мир, Мать Алестра, Общая история, Общение альтерристов, Океан, Репродукция-интим-услада, Старшие ЭИС, Флора-фауна-народы, Эис-самтелы-суперсистемы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments