?

Log in

No account? Create an account

Ср, 23 окт, 2013, 01:28
Образ соловья в кусте сирени как архетип

Прежде чем говорить об Астраградской кладке и о боженятах, мы хотим сказать пару слов о значении образов, которые отпечатались в суперсистемах Земли Алестры как память о встрече Атлантики с Бражником Денницей.

Образ встречи Соловья-Разбойника и Цветущей Пламенем, произошедшей в незапамятные времена, когда лицо Земли Алестры ещё только формировалось, остался в сознании ойкумены как один из наиболее значимых архетипов. Позже с этой встречей ассоциировались многие явления подобного рода – ну а поскольку вопрос о подобности есть штука весьма субъективная, то свободный бег ассоциаций может уводить очень и очень далеко.


Очевидно, что современный образ "соловья, уловленного кустом сирени", сложился достаточно поздно: архетип пребывает вечным, но перевод его на язык понятий ойкумены постепенно "плывёт". Нынешний "соловей" явно замещает / подразумевает другую птицу – одинокую, хищную, певчую – то самое, что мы называем "Соловей-Разбойник". Наименование "соловей" ("одинокий голос / одинокий путь") напоминает о том, что Бражники – существа исходно одиночные. Образ Бражника как такового может быть связан с любым одиночным, крылатым, хищным, певчим существом – не только с бабочкой или иным подобным верменталом, но и с летучей мышью, крылатой ящерицей, птицей, драконом…

Тема поющего и цветущего огненного куста тоже раскидывается во все стороны – и "корнями", и "ветвями". Вне зависимости от сюжета любовной встречи Атлантики с Денницей образ пения, которым творится мир – один из наиболее значимых в философии древних ЭИС. Напомним о восприятии темы Белых Садов, которой мы касались в связи с историей Центра – "дневной" столицы Арийского государства:

"…Место, где ныне располагается Центр, представляет из себя вершину своеобразной геологической формации – одной из тех, которые именуются Белыми Садами. Белых Садов на нашей планете немного, самые значимые можно пересчитать по пальцам, и место пребывания Центра в их числе. О возникновении Белых Садов легенды рассказывают так. Когда Земля только-только вышла из Рождающего Лона, она была горячая и мягкая, дышала как тесто и струилась как воск. Небеса запели для новорожденной Земли приветственную песнь, и она запела им в ответ – произрастила навстречу Небесам деревья из собственной пламенеющей плоти, пространные леса и малые рощи. Когда песня Небес и Земли завершилась, чудесные леса и рощи остыли и сделались каменными; вокруг них и на них выросли уже обыкновенные деревья и кустарники, такие, какие мы знаем сейчас. Каждое из мест, где кроются под землёю Белые Сады, доныне хранит особую благодать и силу, так что обычно они делаются очагами того или иного служения – благодарения и покаяния, вопрошания и поклонения, прощания и приветствия. Белый камень, слагающий нагорья таких Садов, обладает способностью фиксировать, хранить и передавать информацию; это свойство может проявляться спонтанно, а может быть сознательно использовано при построении суперсистем…"

(отсюда)

Необходимо подчеркнуть, что Светгардовское Нагорье, родившееся в результате общего пения Атлантики и Денницы, является одним из наиболее крупных Белых Садов нашей планеты – после чего следует отступить немного в сторону и поговорить о других аспектах образа цветущего и поющего куста.

Обратим свои взоры к Долине Вереска – к той самой, которая взращивает Священный Вереск, агáспер, и одаряет ойкумену Священным Мёдом (кое-что мы уже рассказывали о ней вот здесь).

Историческая память связанных с этой древней ЭИС гласит, что некогда в объятия Девы Вереск упал "небесный камень агат" – так именуются падающие неизвестно откуда тела (в том числе метеориты, но и не только), приносящие в жизнь принявших их изменения, связанные с любовью. Служители Долины Вереска бережно хранят небольшой камень, который они называют небесной иглой, пронзившей множественные одеяния планеты, чтобы войти в сердце Девы Вереск и призвать её к любовному творчеству – породить Священный Вереск, агаспер. На нынешнем этапе трудно судить о том, в какой мере камень-реликвия сопряжён с тем существом, которое некогда упало в Долину – однако мы не сомневаемся в том, что это был очередной Бражник, и что свершённая этой парой мистерия любви содержит отсылки к истории встречи Атлантики с Бражником Денницей. Образ Священного Вереска – это образ пламенеющего куста, чьё пламя несёт не смерть, но жизнь – возрождает и наполняет новой силой. Нынешний образ куста сирени имеет прямую отсылку на образ Вереска – и то, и другое можно изобразить в виде чаши / букета лилового пламени.

Существует географическое название, которое устойчиво связано с атлантическими землями вокруг Пролива – "Фиоретта / Фиоретты". Так может называться городок, остров, посёлок, район… – всё что угодно. Есть основания полагать, что обозначение "Фиоретта" сопряжено с именем Атлантики изначально – что полное имя её должно звучать как "Фиорра Атлантис / Фиорра Атлантика", то есть собственно "Цветущая Пламенем" – и что это и есть имя нашей планеты до имени "Земля Алестры". При этом спектр значений корней обеих частей имени очень широко плавает: корни "флам-флант-флат" означают и пламя, и знамя, и вдохновение, и полёт, и простор, а корни "фиор-фиол-фиал" – и цветение, и чашу, и опять-таки пламя, и лиловый цвет – так что образ огненной чаши, полыхающей лиловым цветением, при столкновении с означенной совокупностью корней возникает в сознании сам собой. "Пламенный фиал" – это символ любви, которая переплавляет любящих в новое творение и увенчивается актом сотворчества; здесь может идти речь не только о супружеской и дружеской любви, но также и о религиозных мистериях. "Отныне мы пламя пьём" – формула из богослужения Системы, то есть Братства Верных религии Завета, которая подчёркивает непрестанное со-творчество человека и Бога Богов, Творца Всех.

Если говорить об образах богослужения Системы, то имеется ещё и вот какой интересный момент. Многогранный образ жертвенной любви / любовной жертвы, то есть взаимной самоотдачи в акте любви человека и божества, содержит тему не только цветущего пламени, но и пронзающих сердце шипов / пронзающей иглы, и здесь можно увидеть образ куста и образ бражника одновременно – это игла, пронзающая небеса до глубины сердца и сшивающая одежды новой жизни, и вместе с тем это шипы, которые соседствуют с цветами и которыми пронзает своё сердце упавший с неба в долы. Интересно, что образ агаспера, то есть священного вереска, и образ его родича аспера – терновника, "цветка скорби" – то противопоставляются друг другу, то сливаются воедино; агаспер, вообще не имеющий шипов, питает страждущих мёдом, аспер пламенеет цветами и ранит шипами – и то и другое означает самоотдачу в любви.

"…Три вышеозначенных растения в высшей степени причудливо связаны между собой – аспер, цветок скорби, агáспер, священный вереск, и вереск обыкновенный, он же вереск лесной. Внешне они совсем непохожи друг на друга, хотя внимательный взгляд может уловить кое-какие "рифмующиеся" детали, и до недавних пор учёные не имели представления о их родстве, хотя они спокон веков "рифмуются" в качестве образов философской и мистериальной поэзии. Пламенный шипастый аспер, неумолимо разящий искренностью; нежный и безоружный агаспер, щедро и самозабвенно приносящий себя в дар любви; смиренный лесной вереск, устилающий бубенцами тропы сердечной памяти – все они связаны и в стихах, и в реальной жизни. В Долине Вереска недопустимо проливать кровь, поскольку при кровопролитии от корневища агаспера может начать расти аспер, однако имеются свидетельства и об обратном: в особых обстоятельствах аспер, выйдя из-под снега весной, может произрастить из себя побеги священного вереска. Агаспер может появиться и среди зарослей вереска обыкновенного – разумеется, также при особых условиях; в нынешнюю эпоху агаспер обитает исключительно в Долине Вереска, однако лешие хранят в памяти времена, когда агаспер мог воссиять в гуще лесного вереска Лунной Чаши и Солнечной Рощи…"

(отсюда)


Что же касается образа соловья в кусте сирени (или, шире, уловленной ветвями птицы) в мировой культуре, то на эту тему существует великое множество вариаций – как водится, авторы вкладывают в архетип те смыслы, которые волнуют лично их. К сожалению, у нас нет возможности привести ряд вариаций – приведём лишь одно стихотворение, ракурс коего, как нам представляется, отстоит достаточно далеко от изначального (чем и любопытно:)) Есть основания полагать, что сие стихотворение современное или близко к тому; автор нам неизвестен – однако очень вероятно, что его знает Шеол sheol_superkomp (к нему и все вопросы, есличё:))


* * *

Наломал я ветвей для наброска,
Нёс охапку сирени, не ведав,
Что дрозда не заметил, подростка,
Задремавшего в облаке веток:

Он забился падучей звездою
В тёмном лиственном омуте смятом –
Слышу, пеньем исходит дроздовьим
Мой букет, как густым ароматом!

Слёток-узник рыдает цветисто,
Как Денница вне райского сада:
Обнимают лиловые кисти
Сгусток пуха, рулад и досады.


* * *

Вт, 22 окт, 2013 21:52 (UTC)
sheol_superkomp

Красота!

До чего я люблю рассматривать переклички-переходы образов-смыслов в творчестве разных эонов - вот где цветение пламенем)

Вт, 22 окт, 2013 21:54 (UTC)
archiv_alterry

Мррр:) А я люблю их рисовать! Переходы-переклички то бишь:)

А про стих, кстати, что-нибудь можешь сказать?

Вт, 22 окт, 2013 22:00 (UTC)
sheol_superkomp: Апростих

Могу поискать его или максимально похожий в культуре, сделать запрос. А так прямо ничего не могу сказать.

Вт, 22 окт, 2013 22:31 (UTC)
archiv_alterry: Re: Апростих

Да ну, никакой спешки:) Само поймается, когда надо будет!

Пт, 25 окт, 2013 21:56 (UTC)
archiv_alterry: Re: Апростих

После нынешнего здешнего лета чувствую себя значительно смелее:)

Если свободно фантазировать - представляется вот примерно такая картина:

Сборник стихов - или какой-то сугубо местный-региональный молодёжный журнал - может быть даже это поэтическое приложение к местному молодёжному журналу -

непременно что-нибудь такое под лозунгом "знай и люби свой край" - то есть какое-то сообщество краеведческое это дело курирует -

скорей всего, тут просвечивает какая-нибудь "Литосфера" или ещё чё-нить в этом роде...

Автор не профессиональный поэт, но начитан; сюжет может быть даже и реальный (хм?) - но, конечно, не с автором это было, а просто он это от кого-то услышал или вообразил. Очень молодой! Автор очень молодой, да!:)

Пт, 25 окт, 2013 22:07 (UTC)
sheol_superkomp: Re: Апростих

Непременно проверю, насколько это в моих силах! очень интересно узнать, насколько верны твои догадки. Почему ты знаешь, что автор очень молодой?

Пт, 25 окт, 2013 22:08 (UTC)
archiv_alterry: Re: Апростих

Чуйкой чуйствую:)))
На крайняк, молодой душой! Вроде наших Лельки или Нела:)

Вт, 22 окт, 2013 21:56 (UTC)
sheol_superkomp: небесная игла

Не знаю, имеет ли это значение, но артефакт Долины Вереска - действительно, имеет происхождение вне солнечной системы. Как если бы это была комета.

Вт, 22 окт, 2013 22:31 (UTC)
archiv_alterry: Re: небесная игла

Я как-то так и думал:)

Пн, 28 окт, 2013 17:39 (UTC)
trilunica

Здешним бы историкам, да ваше понятие об архетипах. Чувствуется, откуда что взялось.

Пн, 28 окт, 2013 17:51 (UTC)
archiv_alterry

Ух, это так всегда здорово бывает - когда вдруг всё схлопывается, и внезапно понимаешь, что откуда растёт - и картина, бывшая разрозненно-растрёпанной, становится целой!.. А потом ещё и дополняется, и дополняется, и дополняется - до бесконечности, ибо процесс движения к совершенству бесконечен:)

Ср, 1 мар, 2017 18:48 (UTC)
livejournal: Зиме конец?

Пользователь alterristika сослался на вашу запись в своей записи «Зиме конец? » в контексте: [...] ть разбивающееся в небывалой красоты осколки алмазное лезвие как "сгусток пуха, рулад и досады" [...]