archiv_alterry (archiv_alterry) wrote,
archiv_alterry
archiv_alterry

Category:

Давай поиграем! или О базовой симпатии на ЗА

По ходу давешних обсуждений возникла мысль, что надо на минуточку прерваться со звукофайлами – и сформулировать толком одну из тем, которые для обитателей Земли Алестры являются базовыми-дефолтными, а для Земли-здешней таковыми отнюдь не являются, хотя тоже значимы.

Речь идёт о ценности игры – точнее, игры _вместе_, активного игрового взаимодействия. Игра в данном случае понимается максимально широко – сюда подходит любая деятельность, которая помимо прочих функций является для участников игрой.

Напомним, что материнские эис Земли Алестры, создавшие и исходно сформировавшие многочисленные этносы штучников-самтелов, воспроизводили-возрождали прежде всего тех, кто проявлял себя активно и ярко, кто мог смело реализовать себя в любых творческих импульсах, кто интересовался окружающим миром, кто умел, а главное хотел, вступать в диалог – и говорить, и слушать. Такие существа – попросту говоря, существа, умеющие и любящие играть с другими – запоминались и праматерям-эис, и другим самтелам: про них думали, говорили, хотели их снова увидеть (и их самих, и подобных им потомков) и так далее. Не удивительно, что основной типаж обитателей Земли Алестры, к каким бы этносам они не относились, сложился именно таким – в базе у любого из них (из нас:)) заложена самодовлеющая ценность игры друг с другом, спонтанного и безграничного игрового сотворчества.

Именно это и является основой дефолтной симпатии, которую испытывает чадо Земли Алестры, завидев некоторого Другого: "О, кто пришёл! – подходи, поиграем! :)"

Из этого вовсе не следует, что так обстоит у нас дома всюду и всегда – точно так же, как и на Земле-здешней, дети ЗА зачастую заморочены-замотаны-задавлены разнообразными тяготами и тенётами. Однако лежащая в базе ценность игры-диалога не угасает даже когда в существе казалось бы едва теплится жизнь – и при первой же открывшейся возможности легко полыхнёт костром.

Заметим, что на Земле-здешней дело обстоит иначе: несмотря на то что ценность игры здесь также очень высока, аналогичное место в базе занимают скорее детско-родительские отношения, отношения любви-заботы и любви-благодарности. Известный на З/з способ пробудить в ком-то симпатию – это дать ему возможность позаботиться о тебе, равно как и способ пробудить в себе симпатию к кому-то – это начать о нём заботиться. Разумеется, на Земле Алестры образ отношений родитель-дитя тоже много значит – однако отношения "давай поиграем!" несомненно значат намного больше. Скажем, родительско-детские отношения в культуре самих эис дефолтно воспринимаются как прелюдия-преамбула к настоящим, зрелым отношениям – отношениям диалога, игры, со-творчества, парного танца.

Из всего этого проистекают несколько важных следствий. Обозначим сейчас всего парочку – то, что было так или иначе в давешних разговорах задето.

Прежде всего – вопрос о соотношении ценности игры и работы психзащит. Под психзащитами мы разумеем такие механизмы, которые действуют _помимо_ личного осмысления, _в ущерб_ активному личному осмыслению ситуации – эти механизмы именно что защищают существо от объёмного взгляда, от анализа, потому что в их задачу входит любой ценой поддерживать некоторую картину мира, какой бы ущербной она ни была.

На Земле-здешней психзащиты составляют в ракурсе диалога ужасную, почти неразрешимую проблему. Даже когда существо полагает (и более того, утверждает словами через рот), что хочет, желает, жаждет общаться, развиваться, постигать новое – психзащиты зачастую надёжно экранируют его от всего, что может хоть как-то поколебать устоявшуюся картину мира, прежде всего представление существа о себе самом. Существо упорно слышит и вычитывает совсем не то, что хочет сказать ему собеседник, витиеватым образом огибает поставленные собеседником вопросы и т.д. и т.п. – при этом его можно смело считать ни в чём не повинным: всё "лишнее" вычищают из поступающей информации вышеозначенные психзащитные механизмы. С их "точки зрения", возможный диалог "подзащитного" не дороже его устоявшейся картины мира – образно говоря, эти охранные структуры более всего дорожат своим местом при нём:) Выйти из-под их контроля можно лишь тогда, когда отчётливо понимаешь, что они, во-первых, существуют, а во-вторых, их "интерес" не тождествен твоему – что ты со своей стороны готов и желаешь испытывать свою картину мира на прочность ради возможного общения, со-творчества, игры.

Так вот, у нас на Земле Алестры с этим делом обстоит полегче. Несмотря на то, что подобные психзащиты тоже существуют, базовая ценность игры-диалога не позволяет им захватить все командные посты – поэтому при любом сложном выяснении отношений сохраняется шанс, что существо внезапно увидит для себя возможность поиграть, рванётся – и выпутается из своих психзащит, откроется для общения. В этом плане исключительно много зависит от его визави – чем больше и чем ярче визави сигналит "давай поиграем!:)", тем выше шанс, что опутанный психзащитами таки рискнёт совершить рывок. Конечно, дальше всё равно может быть много слёз, взаимных упрёков, непонимания и так далее – однако счастья играть вместе сия житейская фигня отменить уже не может.

Далее – вопрос о соотношении ценности игры и темы насилия / удержания кого-либо около себя. При том, что практически и насилие, и всякого рода удержание на Земле Алестры распространено вряд ли меньше чем на Земле-здешней – отношение к данным вопросам у детей ЗА иное, чем на З/з (хотя, конечно, и там, и там много разного), и отношение это смещено именно за счёт базовой ценности игры. Уместно вспомнить анекдот про Махно: "Опаньки, он не хочет?! – отпустить!" – в том смысле, что ценность любого рода отношений на ЗА в конечном итоге определяется вопросом, таки хочет с тобой визави играть или же нет? Играть в отношения, в том числе насильственные, в разборки, в плен, в пытки... – несмотря ни на что, у детей ЗА по дефолту подразумевается, что всё что мы делаем вместе – мы таки делаем добровольно, в охотку, поэтому если визави даёт понять, что – нет, он не хочет! – не "по игре" не хочет, а _в самом деле_ не хочет, не хочет, не желает с тобой играть, не хочет быть с тобой рядом, не желает какого бы то ни было взаимодействия! – то адекватным для чада ЗА несомненно будет развести руками и разойтись. Расхождение это может иметь разные формы, начиная от "тебе направо, мне налево" и кончая смертью – но сама по себе связка "раз ты и правда не хочешь со мною играть – давай простимся без обид" таки и в самом деле лежит глубоко в основе. Поверить в то, что визави и правда, а не понарошку, играть с тобой не хочет, может быть _очень_ трудно – но зато когда уже поверил, прочие вопросы снимаются автоматически. Играть с тем, кто и в самом деле играть не хочет – это намного, намного, намного хуже чем не играть вовсе.

Из этой структуры взаимоотношений автоматически следует, в частности, отношение к самоубийцам. Из базовой ценности игры вытекает тот факт, что чадам ЗА вообще не свойственно скучать, тем более не характерно для них (для нас:)) умирать от скуки, ни в прямом, ни в переносном смысле слова – поэтому если некто желает умереть, то есть покинуть наш мир, то это скорее всего связано или с тем, что он хочет попасть в какое-то место, куда его зовёт сердце, или у него что-то так сильно болит, что он жаждет вообще отключиться от себя самого. Разумеется, проверять имеет смысл обе версии; разумеется, проверка включает в себя прямой вопрос к желающему умереть. "Чувак, а ты точно ваще-ваще не хочешь тут быть? ты точно не хочешь ни с кем из нас играть? а может, что-то болит, может попробовать сперва полечить? Нет, точно-точно не хочешь, ты уверен? – ну тогда опаньки, отпустить!" Держать кого бы то ни было при себе формально в качестве партнёра, реально же "для мебели", детям ЗА и в самом деле дефолтно не интересно.

А играть – всегда очень даже интересно, и во что только не:)
Tags: Базовое, Дети и мир, Общая история, Обычаи-нравы-ритуалы, Служение Атлантики, Старшие ЭИС, Танниты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments